Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Глубинный протест

После спорных результатов выборов мэра Улан-Удэ "горячей точкой" стала Бурятия. Протесты местных сторонников КПРФ подавлены полицией. Самосожжение ученого Альберта Разина в знак протеста против невнимания власти к изучению национального языка республики привлекло внимание к проблемам Удмуртии. "Мусорные протесты" продолжаются на Русском Севере.

Недовольство режимом Путина пошло вглубь? Как власть репрессиями будит глубинку, атакуя региональную сеть сторонников Алексея Навального? Обсуждают независимый политолог Дмитрий Орешкин, социолог Игорь Эйдман (Берлин), лидер регионального отделения партии "Яблоко" в Бурятии Наталья Семенова (Улан-Удэ), политолог Михаил Эстрин (Ижевск, Удмуртия).

Ведет передачу Михаил Соколов.

Видеоверсия программы

Михаил Соколов: Несмотря на борьбу с Алексеем Навальным, а это в последние дни 150 обысков в 41 городе за один день, несмотря на сфабрикованные процессы, например, "московского дела", можно судить по событиям в Бурятии, недовольство расползается постепенно по России. Об этом мы поговорим.

Давайте начнем с событий недельной давности, уже неделю спорят, что же случилось 8 сентября — победа власти, как убеждают разные товарищи, провела всех губернаторов и получила большинство в Московской Городской Думе, или победа "умного голосования" Навального, рейтинг "Единой России" упал, во многих законодательных собраниях, городских советах она потеряла мандаты и даже лишилась большинства. Что все-таки мы видим?

Дмитрий Орешкин: Вы знаете, по старинному еврейскому анекдоту: и ты, Мойша, прав, и ты.

Михаил Соколов: То есть и Навальный прав, и Турчак прав?

Дмитрий Орешкин: Для Турчка понятно, их интересует исполнительная вертикаль, соответственно, губернаторские выборы. Они провели по всем 16 регионам, где были выборы, своих людей, поэтому Турчак в своем праве, когда он говорит, что победили со свистом. Но надо иметь в виду, что из всех 16 персон только трое, которые были уже губернаторами достаточно продолжительный срок. А всех остальных перед выборами власть поменяла для того, чтобы убрать излишнее раздражение, поставить новых людей. Вполне рационально российский избиратель думает: может быть эти новые люди что-то сделают, чего голосовать против них?

Михаил Соколов: Хотя с трудом в некоторых местах. На Алтае еле-еле вытянули.

Дмитрий Орешкин: Я всегда стараюсь объективными цифрами пользоваться. Если считать не от числа голосовавших, а от списочного состава, всего 21% выступил "за". Это значит, что невысокая явка, это значит, что невысокая поддержка. Но в принципе достаточная, учитывая, что нет реальных конкурентов, для того, чтобы решить технические задачи по сохранению вертикали власти. В этом смысле они могут быть довольны.

Что касается Москвы, то здесь есть очевидный успех Навального с "умным голосованием". С моей точки зрения главный успех заключается в том, что наконец поняли, что глупо игнорировать выборы, глупо не ходить на эти выборы. При том, что все прекрасно понимают, что эти выборы не являются выборами в том смысле, в каком записано в конституции, в каком понимают европейские люди этот процесс.

Михаил Соколов: То есть вопрос власти на них не решается?

Дмитрий Орешкин: Это не механизм формирования власти, но это механизм коммуникации власти с общество. Навальный наконец, обжегшись в 2018 году на попытке игнорировать выборы президента.

Михаил Соколов: Но зато в 2014 отомстил тогда своим коллегам, с которыми у него сложные отношения, из "Яблока". 5 вторых мест было у "яблочников", а было бы "умное голосование", они бы последние пять лет сидели в Думе.

Дмитрий Орешкин: Я думаю, что так. Я думаю, что это позитивный сдвиг. Никто же из "яблочников" не встал в позу, не отказался от поддержки Навального. Губенко единственный заявил, что ему это не очень надо. Кстати говоря, все равно победил. Теперь, конечно, будут говорить, что они сами такие хорошие, Навальный здесь ни при чем.

Я думаю, когда будут следующие выборы, новость заключается в том, что если еще пять лет назад все понимали, что в стране один избиратель, его зовут Владимир Владимирович Путин, сидит он в Кремле, соответственно, надо разжиться его политической поддержкой, тогда проходишь в Государственную Думу, становишься федеральным политиком, то теперь начинают все-таки играть какую-то роль голоса избирателей. То, что Навальный это почувствовал и довольно правильно использовал, еще раз говорит о том, что это лучшее "политическое животное" (чисто политологический термин), которое у нас на сегодня есть в нашем политическом зверинце.

Навальный приобретает опыт, он наконец понял, что этот механизм кривой, косой, который называется выборами, надо правильно использовать. Мне кажется, логика "умного голосования" — это разумная вещь. Потому что глупое голосование — это не ходить на выборы, это как раз то, что нужно власти, особенно в Москве и других достаточно самостоятельных, продвинутых регионах.

Большинство людей, которым не нравится власть, выражают свое отношение, что на эти выборы не ходят, что властью очень приветствуется. Потому что чем меньше самостоятельно мыслящих избирателей приходит на участки, тем больше относительную роль играют управляемый электорат. Бюджетники, пенсионеры, военнослужащие, пациенты клиник, которые не голосуют, за них голосует главный врач, те, кто сидят в тюрьме, не лишены еще права голоса, которые голосуют как надо начальнику тюрьмы, и прочие обитатели домов престарелых, они придут на выборы всегда, 20% за их счет будет всегда.

А если придут независимые избиратели в количестве 40-50%, то здесь политика совершенно другая, здесь надо заискивать перед избирателем, что-то ему обещать, каким-то образом его соблазнять и так далее. В этом смысле мне кажется важным то, что произошла какая-то внутренняя перемена в отношении людей к выборам. В то же время надо говорить о том, что пришло новое поколение, они не имеют того опыта, который мы с вами имеем, зато они считают нас старыми дураками, они все начинают по-новому, проходят через все те ошибки, через которые проходили мы, просто быстрее это делают, потому что у них больше социального опыта. В частности, иногда они даже и прислушиваются к тому, что мы с вами говорим. И это прогресс.

Михаил Соколов: Власть все-таки оценила подвиг Навального и послала к нему с обысками полицию по всей стране в его штабы. Изъяла компьютеры, у людей арестованы счета. Это высокая оценка Кремля?

Дмитрий Орешкин: Высокая оценка скромного вклада. Потому что действительно благодаря "умному голосованию" Навальный становится демиургом второго уровня, его слово дорого стоит.

Михаил Соколов: То есть второй человек в стране не Медведев, а Навальный?

Дмитрий Орешкин: Во всяком случае в электоральном смысле теперь он начинает занимать эти позиции. Так же, как в 2013 году он был вторым политиком в Москве. 28% — это не баран чихнул. То, что его испугались — это очевидно. Потому что если его не трогать сейчас, то в 2021 году в его приемной виртуальной или какой-нибудь интернетовской будет скрестись в дверь целый ряд политиков, которые будут говорить: слушай, а почему бы тебе за меня не замолвить словечко? Потому что словечко Навального, поскольку он не демиург, но во всяком случае влиятельный в определенных социальных кругах игрок, дорого стоит. Оно стоит тысячи, может быть десятки тысяч голосов. Пренебрегать этим уже никто, кроме Губенко, не может. Мы уже видели, что перед выборами все скромно молчали, никто не протестовал против включения себя в список Навального. Это, мне кажется, само все за себя говорит. Да, Навальный стал серьезным влиятельным политическим игроком, поэтому его власти надо мочить со страшной силой.

Михаил Соколов: Я думаю, у Игоря свой взгляд на ситуацию. Ваша организация Форум свободной России без всякого восторга относится к походу на выборы, но, тем не менее, судя по реакции на результаты голосования, власть как-то заволновалась или нет?

Игорь Эйдман: Безусловно, власть заволновалась. Я хочу сделать ремарку: Форум свободной России не является моей организацией, я просто несколько раз был на их сходах в Вильнюсе, больше ничего меня с ними не связывает. У меня совершенно независимая позиция.

Я тоже считал, как и Дмитрий Орешкин, что "умное голосование", вмешательство активное Навального в процесс избирательный — это был, очевидно, необходимый и позитивный процесс. Тут даже результат важен не в том, сколько депутатов избрано при поддержке "умного голосования", безусловно, "Единая Россия" продолжает контролировать и Мосгордуму, и вместе с администрацией президента политическую жизнь в стране. Естественно, что таким образом никакое "умное голосование" при сохранении нынешнего полицейского авторитарного и близкого, приближающегося к тоталитаризму режима, ничего это голосование существенно изменить не может. Но это демонстрация того, что в России существует достаточно большое комьюнити, сообщество людей, которые резко негативно относятся к нынешнему режиму, к его основной политической партии, и главное, эти люди могут в какой-то момент по призыву своего лидера организоваться и активно вмешаться в политический процесс, спутать карты, пускай на местном уровне, на уровне выборов отдельных депутатов Мосгордумы, они могут реально спутать карты власти.

Такая совершенно бешеная, несоизмеримая, несоразмерная реакция властей, которые отмстили, не стали откладывать в долгий ящик, буквально сразу стали мстить Навальному и его людям, она свидетельствует о том, что эта ситуация для власти категорически неприемлема. Потому что существующая, как ее раньше называли, командно-административная, а по сути полицейско-казарменная система, она не предполагает, что кто-то со стороны вне властной вертикали, вне властной иерархии вообще может как-то вмешиваться в процесс формирования политического класса, политической элиты, депутатского корпуса в том числе. Это номенклатура.

Депутаты Мосгордумы — это номенклатура администрации президента, только она их может назначать. А тут какой-то баламут Навальный влезает в эту ситуацию, срывает важные, уже утвержденные назначения, которые должны были быть только церемониально оформлены этими выборами. Естественно, это крайне возмутило российские власти, они сразу же прибегли к карательным методам мщения Навальному за его наглое вмешательство в прерогативы этой номенклатуры или правящей бюрократии.

Михаил Соколов: Я думаю, мы сейчас должны заглянуть в регионы, что там происходит. Наиболее горчей точкой оказалась после этих выборов Бурятия, выборы мэра Улан-Удэ. Я хотел бы обратиться к Наталье Семеновой, партия "Яблоко", региональное отделение в Бурятии. Что произошло на выборах мэра Улан-Удэ, были ли они сфальсифицированы, почему такой всплеск, выход людей на улицы и их разгон полицией?

Наталья Семенова: Во-первых, всех возмутило то, что на выборах мэра были использованы очень грязные технологии. Кандидат, который выиграл, был самовыдвиженец, тем не менее, он член "Единой России". После выборов многие граждане не согласились с результаты, потому что было множество нарушений. Сложилась ситуация, что не столько недовольны даже люди, просто оказались оскорбленными такими выборами, вышли на улицы с не то, что акциями протеста, мирно собрались на площади, и были разогнаны. Их разогнали с помощью ОМОНа, арестовали депутата народного Хурала, арестовали еще людей некоторых, которые участвовали в митингах.

В прессе написали разные оскорбительные статьи. Первый зампред правительства в Фейсбуке назвал протестующих людей "чертями". Позже он извинился через соцсети. На третий день этой акции просто кинули дымовую шашку, распылили слезоточивый газ в автобус, выкурили из автобуса как клопов этих людей и арестовали. Самое смешное, что газеты написали, что людей арестовали, которые протестовали в автобусе, который стоял на стоянке возле площади, из арестовали за то, что они напали на полицейских, применили к полицейским слезоточивый газ. Далее последовали статьи в газетах о том, что протестующие якобы написали письмо в мэрию о том, что их ждут определенного рода сюрпризы. Видимо бомбы или что-то в этом роде, заложенные в стратегических объектах, на вокзале, в разных учреждениях учебных и в детских садах. Кто это написал, установили, но нам не сообщили. Подписались именно протестующими и потребовали перевыборы мэра. Понятно, что такого со стороны протестующих не было.

Михаил Соколов: Как вы прогнозируете, будет ли какое-то продолжение этих протестов, будут ли пытаться те же коммунисты, член Совета Федерации Мархаев и другие как-то организовать легальные акции уже после этого?

Наталья Семенова: Легальную акцию уже назначили. Глава Бурятии через соцсети неофициально обратился к господину Мархаеву, сенатору, лидеру коммунистов, о встрече. Господин Мархаев это предложение отверг по той причине, что он сказал, что давайте официально обратитесь, тогда можно будет поговорить. Я считаю, что это совершенно справедливо. Здесь не столько борьба между коммунистами, здесь просто народ. Были разные представители политических партий, были просто люди, которые недовольны этим. Митинги будут проходить в парке "Юбилейный", который далеко от центра находится, вряд ли эти митинги возымеют какое-либо воздействие.

Михаил Соколов: Социальная какая-то подоплека здесь есть? Некоторые считают, что при нынешнем губернаторе стала обстановка экономическая в республике гораздо хуже, чем при прежнем?

Наталья Семенова: Скорее всего такая подоплека имеется. Просто варварски вырубаются леса, лес воруют, продают в Китай. Это тоже всех очень волнует. Байкал расхищается, разграбляется. Хотят построить завод на Байкале по розливу воду — это тоже нам крайне неприятно. Ситуация с Байкалом очень печальная. Ситуация экономическая ухудшается, как по России везде. Самая главная проблема существует в том, что господин Цыденов хотя и является представителем титульной нации бурятской, но это назначенец, который всю свою жизнь провел не в Бурятии. Здесь он сделал большую ошибку, что на этих выборах была попытка разобщить народ по национальному признаку. Никакой национальной проблемы здесь не наблюдалось.

Михаил Соколов: Пожары, которые были по Сибири в этом году, я так понимаю, Бурятию тоже сильно затронули?

Наталья Семенова: Пожары в Бурятии — это постоянное явление, оно есть как данность. Тот дым, который в этот раз был от пожаров, шедший сюда, он был ужасен, у нас стоял смог четыре дня. В большинстве своем люди у нас очень пассивные. У нас пожары — это воровство леса, не более того.

Полный текст будет опубликован 14 сентября.

Вы знаете о протестах в регионах России? пожалуйста, подождите Embed

Вы знаете о протестах в регионах России?

No media source currently available

0:00 0:01:56 0:00 Скачать медиафайл

  • 270p | 5,6MB
  • 360p | 9,7MB
  • 720p | 21,4MB
  • 1080p | 49,3MB

Опрос на улицах Москвы

  • 16x9 Image

    Михаил Соколов

    SokolovMi@rferl.org

Станьте первым комментатором

Добавить комментарий