Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Протест влияет на выборы

Сенсация дня: кандидат КПРФ кинорежиссер Владимир Бортко снялся с выборов в Петербурге, освобождая дорогу кандидату власти Александру Беглову. Что даст "умное глосование"? К чему ведут протесты? Что теперь ждать от голосования 8 сентября? Обсуждают политологи Александр Кынев, Дмитрий Орлов ("Единая Россия"), кандидат в депутаты Мосгордумы от партии "Яблоко" Сергей Митрохин, политики Михаил Светов (Либертарианская партия РФ), Сергей Дьячков (Новосибирск), Сергей Михайлов (Республика Алтай).

Ведет передачу Михаил Соколов.

Видеоверсия программы

Михаил Соколов: Обсудим сегодня ситуацию за 10 дней до дня голосования 8 сентября. Кампания по выборам продолжается. Начнем со свежей сенсации: коммунист, кинорежиссер Владимир Бортко заявил, что снимает свою кандидатуру с выборов губернатора Санкт-Петербурга. Сказал он, что не советовался с Зюгановым и партией, готов понести любое партийное наказание за самовольный поступок. А не советовался потому, что боялся, что его остановят. Причина — всякие дополнительные участки в Псковской области, невозможность препятствовать этому. И он не хочет проиграть выборы, получив 17%. Что случилось в Питере на выборах?

Александр Кынев: Я думаю, это истерика власти. Это означает, что дела у господина Беглова плохи совсем. Честно говоря, если мы внимательно посмотрим публикации даже провластных технологов или экспертов, самое мягкое слово по поводу господина Беглова, что он никакой. Тот самый редкий случай, когда если против кандидата выставить столб, то победит столб. Я думаю, это такая отчаянная попытка хоть как-то попытаться улучшить ситуацию в надежде, что сторонники Бортко просто не пойдут на выборы.

Но дело в том, что в Петербурге одновременно проходят выборы губернатора и муниципальные. Известный феномен: чем больше кандидатов, тем выше явка. Каждый дополнительный кандидат мобилизует своих сторонников. Соответственно, муниципальные выборы — это тысячи кандидатов по городу, эти кандидаты неизбежно все равно будут вести свою группу поддержки, а поскольку там довольно большое количество оппозиционных кандидатов, сложно себе представить, что приходя на участки, человек, голосуя за оппозиционера в муниципалитет, а по второму бюллетеню вдруг проголосует за карикатурного Беглова. Поэтому, я думаю, это автоматически будет повышать шанс остальных кандидатов. Тем более, что не нулевые в Питере.

Надо сказать, что остаются три человека, кроме господина Беглова. Михаил Амосов, очень широко известен в городе — это депутат Заксобрания, в прошлом он был лидером городской организации «Яблоко», вышел два года назад. Михаил Иванович вполне себе системный политик, с хорошей известностью, объяснять, кто он такой, людям не нужно. Есть третий кандидат — это госпожа Тихонова, представляет «Справедливую Россию». Я думаю, что если сравнивать шансы Амосова и Тихоновой, конечно, Амосов намного известнее, он воспринимается как человек, способный быть чиновником, способный быть руководителем. Поэтому, я думаю, в этой ситуации вторым будет Амосов. Будет ли второй тур, я думаю, сейчас не знает никто. Мне кажется, что в условиях, когда выборы спаренные, все равно явка будет высокой. Мне кажется, назло после такой историей с попыткой принудить людей голосовать за Беглова через снятие Бортко, мне кажется, что наоборот многие назло пойдут. Потому что это выглядит как плевок в лицо людям. Мне кажется, морально-этическая составляющая здесь будет доминирующей.

Кстати, мне кажется, вообще вся эта история, Колмогоров снялся на прошлой неделе в Москве в 45 округе, сейчас снялся Бортко, сейчас пытаются в округе снять Метельского, коммуниста, я думаю, что в совокупности это создает у людей ощущение того, что власть нервничает. Надо понимать, что для власти нервничать и суетиться — это выход из образа. Потому что власть должна быть спокойной, уверенной в себе, размеренно. Любые истеричные действия, а это воспринимается как истерика, они рождают неуверенность, они наоборот имеют прямо противоположный эффект, мобилизуют протестный электорат. Хочу напомнить, что у нас в прошлом были случаи похожие. Были выборы мэра Иркутска последние прямые, 9 лет уже прошло, когда был кандидат Антонов, которого сняли с выборов, там в бюллетени остался коммунист Кондрашев, которого тогда никто не знал практически, и осталась пенсионерка.

Михаил Соколов: В Усть-Илимске была подобная история, тоже там снимали кандиата в мэры, и в итоге выбрали домохозяйку от ЛДПР.

Михаил Светов: Люди боятся победить. Этот абсурдный комментарий, что он боялся набрать 17%, очевидно, не 17%, а выйти во второй тур. Причина его снятия в этом, он не хочет повторить судьбу Ищенко, оклейменную позором, человек победил и не стал бороться за эту победу. Мне интересно узнать, что думают настоящие коммунисты, члены КПРФ, которые все еще во что-то верят.

Михаил Соколов: Исключат из партии, партбилет отберут может быть.

Михаил Светов: Они так борются за победу коммунизма, мне просто интересно?

Михаил Соколов: Сергей, что вы скажете, такая неожиданная ситуация, подарок вашему бывшему коллеге по партии Михаилу Амосову, у него теперь шансы, наверное, есть во второй тур выйти?

Сергей Митрохин: Довольно авторитетный человек в Санкт-Петербурге. Возможно, есть шансы.

Михаил Соколов: А у вас как дела? Продолжается кампания по выборам.

Сергей Митрохин: У меня дела обычные для оппозиционного кандидата. Против меня сконцентрирована вся мощь администрации. Это выражается в том, что мою агитацию срывают мгновенно, как только она где-то появляется. Развернута кампания какой-то чернухи против меня очередная. Самое неприятное, конечно, это день голосования, когда я ожидаю всевозможных методов корректировки голосования.

Михаил Соколов: Вы единственный, кому через Мосгорсуд власти вернули регистрацию. Вы согласны, что это политическое решение? У вас есть какое-то объяснение, почему вам такой подарок сделали?

Сергей Митрохин: Решение, конечно, политическое, раз на это еще и Путин ссылался в международных своих встречах. Видимо, хотели показать, что кто-то может зарегистрироваться, вот он и зарегистрировался.

Михаил Соколов: А как у вас отношение к «умному голосованию»? Вас Навальный и Соболь поддержали или нет?

Сергей Митрохин: Насколько я понял, Соболь высказалась, что надо голосовать за меня. Вроде бы на сайте я включен в «умное голосование». Алексей Навальный пока ничего не говорил на эту тему.

Михаил Соколов: А вас не беспокоит, что в Мосгордуме, если «умное голосование» сработает, будет много коммунистов?

Сергей Митрохин: Была такая ситуация 10 лет назад, когда я был депутатом, а там вторая по численности фракция были коммунисты. В общем-то они не мешали, честно могу сказать. По некоторым вопросам мы вместе голосовали. Конечно, есть такие вопросы, по которым мы вместе не можем голосовать, поэтому никакая коалиция невозможна. В ряде случаев на уровне здравого смысла против абсурда, выдвигаемого властями и поддерживаемого «Единой Россией», довольно часто приходится вместе с ними кооперироваться.

Михаил Соколов: Вы пойдете на субботнее гулянье по бульварам?

Сергей Митрохин: Я постараюсь обязательно принять участие хотя бы на какое-то время. А так у меня в субботу три встречи в округе.

Михаил Соколов: Не будем вас отрывать от борьбы за голоса. Давайте, агитируйте, работа у вас серьезная теперь.

Михаил, субботнее гулянье состоится, не состоится? Зачем оно нужно?

Михаил Светов: В какой-то форме оно состоится. Оно нужно для того, чтобы показать,ч то общество все еще не приемлет происходящих событий, оно готово на какую-то борьбу. Я не знаю, что будет завтра. Я думаю, будет достаточно жесткое винтилово. Я очень переживаю за людей, которые выйдут на улицы. Я постараюсь выйти сам, но пока собственные планы не понимаю.

Я думаю, самый большой главный митинг будет после выборов, когда мы увидим фальсификации, которые будет использовать власть для того, чтобы предотвратить эффект «умного голосования» Навального, которое я считаю разумной стратегией, которое как раз направлено на то, чтобы заставить власть нарушать законы еще больше и этим еще больше раздражать гражданское общество, которое выйдет уже после голосования.

Михаил Соколов: Чем хуже, тем лучше? Чем больше они напакостят, тем лучше?

Михаил Светов: Они напакостили уже максимально. Просто их нужно постоянно ловить за руку, как любого шулера, как любого жулика. Мы по-любому не получили честные выборы, никакого демократического процесса не происходит. Но нам нужно непрерывно их ловить на все новых и новых нарушениях для того, чтобы все-таки добиться допуска настоящих кандидатов и настоящих выборов.

Михаил Соколов: Дмитрий Иванович, что же ваша партия, где вы членом Высшего совета состоите до сих пор, как-то странно ведет себя на этих выборах? То кандидаты у вас себя не афишируют как единоросы, Метельский, глава партийной фракции, а идет как самовыдвиженец. Сейчас то один снимется какой-нибудь коммунист в вашу пользу, то в Питере тоже в пользу Беглова фактически убежал Бортко. У вас какие-то страхи за результат выборов возникли?

Дмитрий Орлов: Вы всегда напоминаете мне о принадлежности к партии «Единая Россия», спасибо вам за это. По поводу стратегии партии, она действительно была несколько нетрадиционной на этих выборах. Начнем с того, что она дифференцированная по регионам, где-то кандидаты обозначают партийную принадлежность жестко и ясно, где-то идентичность эта изначально не была заметна, но затем нарастала, как в случае с Москвой. Проведен форум, обнародована предвыборная программа единая партийная, партийная идентификация 26 кандидатов в депутаты Московской Городской Думы, лояльного пула, который прежде достаточно общо обозначался, она достаточно жестко теперь определена. Поэтому говорить о том, что партия отстраняется от выборов, либо нет у кандидатов партийной идентичности, я бы не стал. Просто была сделана ставка на то, чтобы собрать подписи, участвовать в кампании в таком же формате, как и другие кандидаты. Я при этом не думаю, что «Единая Россия» изначально была каким-то ограничителем для участия лояльных кандидатов в кампании. У партии значительный рейтинг в Москве, более низкий, чем во многих других регионах, но значительный.

Михаил Соколов: Значительный, это сколько — 35%?

Дмитрий Орлов: Социология на старте кампании показывала довольно приличный результат. Сейчас я просто не обладаю информацией о том, какой текущий рейтинг.

Михаил Соколов: Я просто не очень понимаю, зачем было снимать, не пропускать оппозиционных либеральных и демократических кандидатов, если такой хороший рейтинг у «Единой России»?

Дмитрий Орлов: Я затрудняюсь ответить на ваш вопрос. Были очевидные нарушения, об этом сказал Владимир Путин, об этом сегодня в интервью «Ассошиэйтед Пресс», говоря о желательности некоторых изменений в избирательном законодательстве, в правоохранительной практике, к сожалению, вынуждена была сказать Элла Памфилова, что нарушения эти были, идти против этих нарушений, конечно, власть не могла. Кроме того, зарегистрирован Сергей Митрохин. Насколько я понял логику Владимира Путина, другие кандидаты от непарламентской оппозиции могли пойти таким же путем.

Михаил Соколов: Пошли. Некоторые сидели в тюрьме, некоторые до сих пор сидят. Михаил Светов вышел недавно, со свежими силами пришел к нам.

Михаил Светов: Дмитрий Орлов на голубом глазу нам рассказывает о том, что была сделана ставка на сбор подписей кандидатами от «Единой России». Зачем вы обманываете москвичей? Мы прекрасно знаем, кто собирал подписи, кто был не допущен, кто эти подписи принес в аккуратных папочках и не может объяснить, откуда он их взял, потому что никто этих сборщиков просто в глаза не видел. Давайте мы будем прерывать такую очевидную ложь о том, что кандидаты от «Единой России» какие-то подписи собирали.

Михаил Соколов: Вдруг кто-нибудь собирал. Вдруг Валерия Касамара, например, как независимый кандидат, пользующийся уважением студентов, собирала подписи?

Михаил Светов: Жители района, по которому выдвигалась Касамара, прекрасно знают, каких сборщиков они видели, каких они не видели. У Касамары все довольно плохо с этим было.

Александр Кынев: Если смотреть на данные официальной социологии, которая нам на голубом глазу демонстрируется, про лидерство всех кандидатов в губернаторы, там какие-то фантастические цифры рисуют господину Осипову в Забайкалье — 85%, 86%. Почему же тогда в Забайкальском крае в единственном регионе из всех 16 не зарегистрировали ни одного кандидата парламентской партии, почему только врио и три технических кандидата, за которых, как выясняется, даже депутаты не подписывались, поскольку обзванивая подписантов, они рассказывали, что подписывались за Осипова. Теперь там грандиозный скандал. Зачем Осипов, у которого якобы самый высокий рейтинг, не пустил ни одного хоть сколько-нибудь заметного конкурента?

Михаил Соколов: Сейчас Дмитрий Иванович нам скажет, что они плохо собрали подписи или фильтр не преодолели.

Дмитрий Орлов: Я думаю, что произошел так называемый сбитый фокус. Внимание общественности, медиа, политизированной части населения было приковано к протестам, было приковано к деятельности тех кандидатов непарламентской оппозиции, которые не были зарегистрирован.

Михаил Соколов: Если людей бьют на улице, конечно, будет внимание к ним.

Дмитрий Орлов: Собственно избирательная кампания, в том числе та, которую вели кандидаты от «Единой России», от лояльного пула, в том числе та, которую вели кандидаты от Компартии, она оказалась не слишком заметной, только сейчас выходит на первый план. Мы в понедельник обнародуем большой доклад по ситуации на выборах в Москве, постараемся показать, что происходило в каждом округе московском, где ситуация более конкурентная, где менее конкурентная, где кандидаты от власти пользуются большей поддержкой, где у них не слишком значительные шансы.

Михаил Соколов: Большая просьба: обратите, пожалуйста, внимание на округ, где баллотируется господин Бунимович из «Яблока». Там идет кампания черного пиара совершенно непристойная, с черными технологиями, не хочется просто воспроизводить всякие мерзости, но она идет абсолютно открыто, закидывают листовками абсолютно безнаказанно.

Дмитрий Орлов: В любом случае Бунимович серьезный кандидат «Яблока», известный политик, я думаю, у него очень неплохие шансы.

Александр Кынев: Вы не ответили про Забайкалье. Я понимаю, что у господина Осипова сбитый фокус, он сам не верит в эти 85%, поэтому никого не пустил.

Дмитрий Орлов: По ситуации в Забайкалье я не являюсь специалистом, не очень внимательно слежу за этой кампанией. То, что эта кампания одна из наиболее проблемных в этом сезоне — это совершенно точно.

Михаил Соколов: Все-таки за «умным голосованием» Алексея Навального вы следите? Есть утечка на сайте, который не принадлежит Навальному, тем не менее, не опровергаются многие комбинации, за кого могут предложить голосовать 8 сентября. Как вы считаете, серьезно может повлиять эта акция Навального на результаты выборов или это несерьезно?

Дмитрий Орлов: Я думаю, что это повлияет на результаты выборов, не думаю, что кардинально. Например, наш прогноз: от 32 до 39 депутатов будет от лояльного пула в широком определении, включая кандидатов от «Единой России». Конечно, голосование Навального повлияет. Но он фактически сам таскает каштаны из огня для других игроков, для парламентских партий, призывает население, политизированную часть его заниматься тем же. Практически он играет в интересах компартии и «Яблока». Компартия и «Яблоко», на мой взгляд, будут выгодоприобретателями протеста в любом случае, и с Навальным, и без Навального. Протест, который мы наблюдали, он сыграет в интересах прежде всего этих партий.

Могут ли коммунисты победить на выборах? пожалуйста, подождите Embed

Могут ли коммунисты победить на выборах?

No media source currently available

0:00 0:02:33 0:00 Скачать медиафайл

  • 270p | 7,4MB
  • 360p | 11,5MB
  • 720p | 26,9MB
  • 1080p | 57,1MB

Опрос на улицах Москвы

  • 16x9 Image

    Михаил Соколов

    SokolovMi@rferl.org

Станьте первым комментатором

Добавить комментарий